
324
11.05.2022, 08:38
0
Обучение или селекция?
Наш детский футбол полон рассуждений из разряда: «у меня нет толкового полузащитника - мы не можем контролировать мяч», «у нас деревянные защитники - мы не можем выходить из обороны через короткий пас», «у меня нет нападающего в команде, потому мы мало забиваем».
А сами дети носят за собой ярлыки, навешанные тренерами. Кто-то защитник, и тренер не ставит его в атаку, ведь «он не умеет обыгрывать». Другой не «видит поля» и играет только на фланге, теряя возможность развивать свое игровое мышление в центре поля. А кому-то и вовсе вынесли приговор: «ты не техничный, получил мяч – отдай».
Здесь приоритет «отбора и отсева» становится очевидным. Но ведь главная задача футбольных школ и академий – научить!
Каждая более-менее амбициозная школа пытается отобрать тех, кто делает результат уже сегодня (и неважно, что за счет роста и скорости). И заявиться на всевозможные турниры, в промежутке между которыми будут развиваться физические качества и наигрываться командные комбинации.
А когда же обучать технике, индивидуальной и мало-групповой тактике. Или у нас и так достаточно техничных и творческих игроков?
Обучить можно любого человека! В особенности - ребёнка, мозг которого крайне пластичен и открыт обучению. Сложность лишь в понимании самим тренером: чему и как обучать.
Да и в нежелании проигрывать в турнирах, отказываясь от «бей-беги» и ранней позиционной специализации (до 14 лет дети должны играть на всех позициях).
«Критикуя-предлагай». Начну с основного. Наш футбол изменится, когда:
1. обучение индивидуально сильных игроков, а не постоянный отбор и отсев (за которым стоят тысячи личных трагедий детей, отдавших немало лет футболу) станет основной задачей всех детско-юношеских тренеров.
2. не медалька с турнира (выигранная в серии пенальти или случайно прошедшим выносом от ворот), а конкретный прогресс ребят – станет показателем эффективности тренера.
3. придёт осознание, что фразы вполне доступные взрослому зачастую вызывают полное непонимание у детей, которые бояться сказать вечно орущему тренеру: «Я не понял».
4. тренера поймут, что конспектировать упражнения с ютуба, абсолютно не понимая деталей и контекста – это не самообразование.
5. дети перестанут наматывать круги перед тренировкой и после нее. «Музыкант не начинает свои занятия с пробежки вокруг рояля» - Жозе Моуриньо.
6. тренера перестанут транжирить драгоценное время тренировки на лестницы и барьеры (скручиваясь в вопросительный знак в погоне за «частотой»).
7. тренировки по легкой атлетике и офп (коррекция техники бега значительно ухудшает контроль мяча) будут заменены индивидуальной работой на развитие игровых качеств.
Фото: www.fclm.ru
А сами дети носят за собой ярлыки, навешанные тренерами. Кто-то защитник, и тренер не ставит его в атаку, ведь «он не умеет обыгрывать». Другой не «видит поля» и играет только на фланге, теряя возможность развивать свое игровое мышление в центре поля. А кому-то и вовсе вынесли приговор: «ты не техничный, получил мяч – отдай».
Здесь приоритет «отбора и отсева» становится очевидным. Но ведь главная задача футбольных школ и академий – научить!
Каждая более-менее амбициозная школа пытается отобрать тех, кто делает результат уже сегодня (и неважно, что за счет роста и скорости). И заявиться на всевозможные турниры, в промежутке между которыми будут развиваться физические качества и наигрываться командные комбинации.
А когда же обучать технике, индивидуальной и мало-групповой тактике. Или у нас и так достаточно техничных и творческих игроков?
Обучить можно любого человека! В особенности - ребёнка, мозг которого крайне пластичен и открыт обучению. Сложность лишь в понимании самим тренером: чему и как обучать.
Да и в нежелании проигрывать в турнирах, отказываясь от «бей-беги» и ранней позиционной специализации (до 14 лет дети должны играть на всех позициях).
«Критикуя-предлагай». Начну с основного. Наш футбол изменится, когда:
1. обучение индивидуально сильных игроков, а не постоянный отбор и отсев (за которым стоят тысячи личных трагедий детей, отдавших немало лет футболу) станет основной задачей всех детско-юношеских тренеров.
2. не медалька с турнира (выигранная в серии пенальти или случайно прошедшим выносом от ворот), а конкретный прогресс ребят – станет показателем эффективности тренера.
3. придёт осознание, что фразы вполне доступные взрослому зачастую вызывают полное непонимание у детей, которые бояться сказать вечно орущему тренеру: «Я не понял».
4. тренера поймут, что конспектировать упражнения с ютуба, абсолютно не понимая деталей и контекста – это не самообразование.
5. дети перестанут наматывать круги перед тренировкой и после нее. «Музыкант не начинает свои занятия с пробежки вокруг рояля» - Жозе Моуриньо.
6. тренера перестанут транжирить драгоценное время тренировки на лестницы и барьеры (скручиваясь в вопросительный знак в погоне за «частотой»).
7. тренировки по легкой атлетике и офп (коррекция техники бега значительно ухудшает контроль мяча) будут заменены индивидуальной работой на развитие игровых качеств.
Фото: www.fclm.ru
Источник: https://vk.com/alexey_malyukin
Комментарии