102
1.06.2022, 12:26
0
Строгая дисциплина или свобода?
Понятие дисциплины у нас сохранилось с советских времен. Армейский порядок, построенный на угрозах, страхе и наказаниях – считается нормой.
В то же время, в европейских академиях такой подход искоренили несколько десятков лет назад. Разберёмся, в чем преимущества и недостатки каждого из подходов.
Жесткая дисциплина со стороны выглядит очень организованно, все четко следуют указаниям тренера, старательно обводят фишки, ритмично обстукивают передачи, а стоящие в очередях молча ждут своего подхода. Снова меня понесло в сторону методики… вернемся к теме.
Но, замечали ли вы у детей следующее?
Закрепощенность и большой процент брака техники в игре (в сравнении с тренировкой).
Боится просить мяч и брать ответственность на себя.
Принимает слишком простые решения, стараясь отдать мяч как можно быстрее.
Крайне редко делает то, что запрещает тренер (к примеру, идет в обводку).
Да, это обратная сторона медали авторитарного лидерства, психологического давления и тотального контроля, сопровождаемого наказаниями.
Попробуйте ответить для себя на вопрос: «Футбол – это игра дисциплинированных единиц, которыми руководит тренер-полководец? Или же – это организованный хаос, направление которого определяет тренер, а каждый игрок в нем уникален и непредсказуем?
Футбол – это прежде всего игра, которая должна приносить удовольствие. Ребенок должен учиться делать что-то из соображений: «Я люблю футбол. Я здесь, чтобы играть лучше».
Он должен не бояться использовать новые технические элементы, принимать самые неочевидные решения, и идти в обводку, даже будучи последним защитником.
Иначе, когда этому учиться?
Возможно такое только в среде, где есть место: удовольствию, свободе, психологической раскрепощенности и уважению.
Минус такого подхода в том, что такие тренировки порой выглядят хаотично, а дети – свободными в проявлении своих личных качеств.
Да, тренер должен огласить свои правила. А с нарушителями провести персональную беседу или дать возможность успокоиться и понаблюдать за тренировкой со стороны. Но ни в коем случае, не травить или угрожать.
Легко вырастить дисциплинированного и запуганного футболиста, достаточно иметь сильный голос и уметь переходить на язык подростков. Гораздо сложнее воспитать игрока сознательного, само-дисциплинированного, понимающего, зачем и почему он приходит на тренировки. Ведь, тут требуется серьезная база знаний в области психологии (с пониманием специфики разных возрастных групп), часы размышлений и поисков ответов на вопросы в книгах и в общении со специалистами в смежных отраслях.
Я не раз сталкивался с тем, как игрок, попав ко мне от тренера с авторитарным типом лидерства долго адаптировался к среде и тренировочному процессу. Абсолютно не понимал, что ему делать в игре, постоянно оглядывался и ждал подсказок по поводу каждого последующего действия.
Как аргумент, скажу, что ни один великий игрок не славился армейской дисциплиной. У Кройффа, Марадоны, Месси, Роналдо и прочих регулярно возникали моменты конфронтации с тренерами и руководством. Каждый из них, не смотря на крики и угрозы тренеров, продолжал водиться, отдавать рискованные передачи и пробовать новые финты. Именно потому они и стали великими игроками, а не ограниченными фигурами на шахматной доске.
А как вы относитесь к понятию дисциплины? И какую степень свободы допускаете?
В то же время, в европейских академиях такой подход искоренили несколько десятков лет назад. Разберёмся, в чем преимущества и недостатки каждого из подходов.
Жесткая дисциплина со стороны выглядит очень организованно, все четко следуют указаниям тренера, старательно обводят фишки, ритмично обстукивают передачи, а стоящие в очередях молча ждут своего подхода. Снова меня понесло в сторону методики… вернемся к теме.
Но, замечали ли вы у детей следующее?
Закрепощенность и большой процент брака техники в игре (в сравнении с тренировкой).
Боится просить мяч и брать ответственность на себя.
Принимает слишком простые решения, стараясь отдать мяч как можно быстрее.
Крайне редко делает то, что запрещает тренер (к примеру, идет в обводку).
Да, это обратная сторона медали авторитарного лидерства, психологического давления и тотального контроля, сопровождаемого наказаниями.
Попробуйте ответить для себя на вопрос: «Футбол – это игра дисциплинированных единиц, которыми руководит тренер-полководец? Или же – это организованный хаос, направление которого определяет тренер, а каждый игрок в нем уникален и непредсказуем?
Футбол – это прежде всего игра, которая должна приносить удовольствие. Ребенок должен учиться делать что-то из соображений: «Я люблю футбол. Я здесь, чтобы играть лучше».
Он должен не бояться использовать новые технические элементы, принимать самые неочевидные решения, и идти в обводку, даже будучи последним защитником.
Иначе, когда этому учиться?
Возможно такое только в среде, где есть место: удовольствию, свободе, психологической раскрепощенности и уважению.
Минус такого подхода в том, что такие тренировки порой выглядят хаотично, а дети – свободными в проявлении своих личных качеств.
Да, тренер должен огласить свои правила. А с нарушителями провести персональную беседу или дать возможность успокоиться и понаблюдать за тренировкой со стороны. Но ни в коем случае, не травить или угрожать.
Легко вырастить дисциплинированного и запуганного футболиста, достаточно иметь сильный голос и уметь переходить на язык подростков. Гораздо сложнее воспитать игрока сознательного, само-дисциплинированного, понимающего, зачем и почему он приходит на тренировки. Ведь, тут требуется серьезная база знаний в области психологии (с пониманием специфики разных возрастных групп), часы размышлений и поисков ответов на вопросы в книгах и в общении со специалистами в смежных отраслях.
Я не раз сталкивался с тем, как игрок, попав ко мне от тренера с авторитарным типом лидерства долго адаптировался к среде и тренировочному процессу. Абсолютно не понимал, что ему делать в игре, постоянно оглядывался и ждал подсказок по поводу каждого последующего действия.
Как аргумент, скажу, что ни один великий игрок не славился армейской дисциплиной. У Кройффа, Марадоны, Месси, Роналдо и прочих регулярно возникали моменты конфронтации с тренерами и руководством. Каждый из них, не смотря на крики и угрозы тренеров, продолжал водиться, отдавать рискованные передачи и пробовать новые финты. Именно потому они и стали великими игроками, а не ограниченными фигурами на шахматной доске.
А как вы относитесь к понятию дисциплины? И какую степень свободы допускаете?
Источник: https://vk.com/football_constructor
Комментарии